Пожарная охрана. Кадровая политика в деле

pozharnaya-ohrana-kadrovaya-politika-v-dele-1.jpgВ предыдущей статье мы подробно рассмотрели основные аспекты кадровой политики в свете оптимизации численности личного состава пожарной охраны, и связанные с этим сомнения в оправданности принимаемых мер.

Невольно вспоминается середина 90-х годов, когда пришлось принять управление Дмитровским отрядом государственной противопожарной службы УГПС ГУВД Московской области. За четыре года чудесным образом к одной имеющейся пожарной части №35 удалось создать еще четыре военизированных подразделения. Каким образом, уже и не вспомнить. Впрочем, напишу об этом в следующий раз.

Принимая во внимание приличную удаленность Дмитрова от Москвы, и, следовательно, не слишком большую привлекательность для приезжих офицеров, встал вопрос комплектования начальствующим составом.

Собирали всех желающих: выпускников Ивановского училища, Высшей инженерной пожарно-технической школы, переводом из других гарнизонов. Ребята молодые, необстрелянные, без практического опыта работы. Ближе к Москве их не взяли по причине отсутствия навыков, а вот нам все пригодились.

Расселили народ по общагам, назначили на должности, и закипела работа. После назначений пошли откомандирования в другие части гарнизона на различные должности в порядке стажировки. Кто-то закреплялся, другие не оправдывали надежд и переводились параллельно и перпендикулярно. После обкатки следовали переназначения и новые откомандирования для стажировки. Одна мысль была в голове, через некоторое время ребята эти наберутся опыта и составят костяк гарнизона. На них ляжет бремя ответственности за продолжение начатого дела. Им перенимать традиции и идти дальше. Так и получилось!

Конечно, пришлось изрядно потрудиться, пережить взлеты и падения, но все со временем встало на свои места. Теперь среди них есть уже и полковники, много подполковников, майоры. Никто не пропал и не затерялся. Школа взяла свое. Тем более обидно, что эту окрепшую и повзрослевшую гвардию, едва достигшую сорока лет, начинают «оптимизировать». Становится грустно.

В подмосковном гарнизоне пожарной охраны всегда трепетно относились к кадрам. Не слышал, чтобы говорили об этом вслух, но делали все для качественной подготовки и селекции руководителей. Возились с каждым, как «с писаной торбой», тянули до последнего разгильдяев, давали шанс оступившимся. Оптимизация заключалась в одном – найти способных и достойных руководителей, готовых взять на себя ответственность за судьбу подразделения и наладить работу. За каждым начальником стоит личный состав, техника, база и все для решения единственной задачи – обеспечить предупреждение и тушение пожаров на вверенной территории.

Судите сами, ведется массовое строительство жилья, возводятся общественные центры, промышленные предприятия, объекты инфраструктуры, а личный состав пожарной охраны оптимизируется в сторону уменьшения численности.

Стоит сказать, что из дмитровского благолепия конца 90-х и начала 2000-х в виде пяти территориальных военизированных пожарных частей осталось три. Скольких трудов стоило вывести гарнизон пожарной охраны в число наиболее эффективных в регионе, чтобы за последние годы его «оптимизировать» до существующего вида. Население района увеличивается в геометрической прогрессии, а пожарные части сокращаются.

Все это еще раз подтверждает правильность утверждения о необходимости передачи функций организации пожаротушения от государственных органов местному самоуправлению. Функция в недрах государственной власти не имеет конкретного адресата для возложения ответственности за неправильное планирование и отрицательный результат. При этом муниципалитет фигурирует в сводках лишь косвенно, а должен участвовать в работе непосредственно и нести прямую ответственность. В этом случае есть надежда на то, что оптимизация будет объективной и пожарные части большие и малые появятся на всех стратегически важных направлениях, обеспечивающих нормативное время следования к месту пожара. Напомню: в городе – это 10 минут, а для сельской местности норматив составляет 20 минут. Именно за этот промежуток времени от момента поступления сообщения пожарные расчеты должны прибыть на место и обеспечить локализацию и ликвидацию возгорания.

Если требование, установленное законодательно не выполняется, можно смело искать правду в соответствующих органах. Принцип достаточно прост: не можете обеспечить пожаротушение на подведомственной территории - не разрешайте строить в отдаленных местах. Или одновременно с организацией массового строительства стройте пожарные депо и организуйте части. Следует акцентировать внимание и на том, что сарай с пожарной машиной и дежурным водителем, названный пожарной командой или пожарным постом нельзя относить к термину «пожарная часть». Сама по себе пожарная машина, даже с водителем, не сможет обеспечить проведение разведки пожара и его квалифицированное тушение. Это только в кино про роботов бывает, когда само получается, а на деле все будет выглядеть прозаично. Приедет пожарная машина с дедушкой водителем, который подсоединит пожарный рукав к насосу и через ручной ствол сам или с помощью добровольных помощников сольет воду за несколько минут в очаг пожара и уедет заправляться. Дедушка этот, естественно, не знает, что такое проведение разведки и принципы выбора решающего направления введения сил и средств. Он будет использовать последний принцип – подача ствола в места наиболее интенсивного горения. Просто и ясно, но бесполезно!

Наверное, поэтому и грустно слышать про оптимизацию численности начальствующего состава пожарной охраны, когда увольняют из рядов квалифицированных и опытных офицеров, которые должны вести работу по организации службы и обучению личного состава. К сожалению обеспокоенность состоянием дел в пожарной охране среди профессионального сообщества не вызывает отклик со стороны должностных лиц, принимающих решения по существу. Все это так далеко где-то на небесах происходит. Складывается впечатление, что «командиры» просто не знают, во что еще можно трансформировать пожарную охрану.

Кадровая политика требует расставить приоритеты: укрепление командного звена, определяющего организацию пожаротушения, как основное направление служебной деятельности, или оптимизацию численности, направленную на ослабление данной категории. К сожалению, второй принцип сегодня преобладает. Главное, чтобы дело не закончилось «пожарной машиной и дедушкой водителем»…